Как говорить о деньгах с детьми? Практические советы: 5-8 лет

Как говорить о деньгах с детьми? Практические советы: 5-8 лет
Каждый встречал в супермаркетах плачущих навзрыд детей, кричащих так, что их слышно в двух кварталах. А всего лишь из-за того, что девочке не купили куклу, а мальчику машинку. Неприятная картина. Но мало кто задумывался, как не оказаться на месте несчастных родителей этого вопящего ребенка.

Если родители вовремя не объяснят ребенку, что такое деньги, почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится на эту тему собственное мнение, и скорее всего — ошибочное. А переучить, как известно, намного сложнее, чем научить. Поэтому правильное отношение к деньгам нужно прививать с самого раннего возраста.

нумерация-мал.png5-8 лет

5-8 лет — оптимальный возраст для начала знакомства ребенка с миром денег. В этот период можно и нужно объяснить ребенку суть и назначение денег, научить понимать их ценность. Родителям важно помнить, что ребенок, как губка, впитывает все, что видит и слышит. И если кто-то из родителей постоянно проявляет скупость или наоборот  — транжирит, неудивительно, что ребенок скопирует эти черты.

Естественно, ребенок не сможет воспринимать скучные «лекции» о деньгах, его основная деятельность в этом возрасте — игра. А значит, и вводить его в мир финансов надо в интересной, ненавязчивой форме.

1. Рассказывайте ребенку реальные истории, связанные с деньгами, которые произошли с теми людьми, которых он много раз видел и знает, — друзья семьи, родственники, знакомые.

2. Поиграйте с ребенком «в цифры»: открыто обсудите с ним финансовое положение семьи, расскажите ему, какой доход вы имеете, сколько денег уходит на оплату коммунальных услуг, покупку продуктов, одежды и другие насущные траты и какая сумма остается после всех этих затрат. Объясните, почему эти расходы так важны. И тогда ребенок сможет понять, почему мама и папа не могут купить ему новую игрушку: она слишком дорога, либо есть более важные расходы, без которых нельзя обойтись. Никогда не бойтесь говорить: «Нам это не по карману» или «Мы можем себе это позволить, но я хочу потратить наши деньги по-другому», а потом объясните, почему.

3. Выдавайте ребенку небольшую сумму карманных денег, объяснив ему, что это не зарплата, а одно из упражнений, которое должно научить распоряжаться финансами. Предоставьте ребенку, который слишком быстро потратил карманные деньги или вышел из бюджета, возможность самому справиться с последствиями.

4. Заведите для ребенка три коробочки или шкатулки «Потратить», «Сэкономить», «Отдать» и раскладывайте вместе с ним его карманные деньги по этим коробочкам. Это научит ребенка планировать свои расходы и распределять финансы. Объясните ему, что если регулярно откладывать часть денег, то со временем можно накопить на какую-то вещицу или игрушку, о которой мечтает ребенок.

5. Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Регулярно сообщайте ему о расходах на любимые напитки или мороженое. 

6. Поручите ребенку собирать мелкие монеты, скопившиеся дома, пересчитывать их и складывать в определенное место. Купите ребенку его первый бумажник.

7. Составьте список посильной для ребенка домашней работы (имеются в виду только особые задания, а повседневные обязанности должны иметь все члены семьи) и укажите диапазон расценок для каждого вида. Раз в неделю ребенок должен выбрать один вид работы и обсудить условия оплаты. Следите за тем, чтобы работа оплачивалась тем выше, чем она труднее. Предлагайте ребенку повременную оплату, а не твердую ставку. Заранее договоритесь, за какое время будет выполнена работа, чтобы ребенок не затянул ее ради увеличения заработка.

8. Планируя поход в магазин игрушек или другое интересное событие, заранее обсудите, сколько денег потратит ребенок. Определите, на что пойдут деньги, рассмотрите возможные варианты: что купить — одну вещь подороже или несколько подешевле?

9. Определите бюджет для домашнего животного, поручите ребенку самому принимать решения по этому бюджету и подсчитывать затраты.

10. Когда ребенок идет вместе с вами за покупками, дайте ему калькулятор, чтобы подсчитывать общую сумму в процессе выбора. Подавайте пример, разумно тратя деньги.

11. Одалживайте ребенку небольшие суммы, долги пусть возвращает из карманных денег. (Следите, чтобы это упражнение научило ребенка возвращать долги, а не влезать в них.) Если вы купили что-то для ребенка и расплатились кредитной карточкой, покажите ему счет и объясните, что теперь вы обязаны заплатить за покупку банку.

Без рубрики .