Товары для новорожденных, казалось бы, — золотая жила. Клиенты не закончатся никогда, к тому же будущие или новоиспеченные мамы готовы тратить на свое чадо колоссальные деньги, покупая все лучшее для крохи. Корреспондент VLFin.ru узнала, сколько можно заработать в Томске на пошиве детского текстиля, сколько денег нужно для запуска своего ателье и чем государство может помочь малому бизнесу.
Надежда Дементьева, 25 лет
Создательница студии детского текстиля «Совенок». Окончила ТПУ по направлению «Техносферная безопасность», имеет степень магистра по специальности «Промышленный дизайн».
Доходы
— Сегодня средний оборот студии — 90 тысяч рублей в месяц. Моя зарплата составляет примерно 40 тысяч. Из них я плачу себе как владельцу бизнеса 20 тысяч рублей, плюс проценты с продаж и плата за пошив изделий. Остальное идет обратно в оборот — на оплату аренды помещения и закупку тканей. Часть выручки откладываю, чтобы потом расширить производство.
Определить зарплату владельца собственного дела было непросто. Первое время бросалась из крайности в крайность. Был период, когда вообще запрещала себе брать деньги, это ведь деньги моего детища — как я могу что-то оторвать от своего «малыша»? Оставляла себе только 3-5 тысяч рублей. Потом решила, что буду оставлять себе 20 % с каждого заказа, но оказалось, что брать суммы с потолка — это не очень хороший вариант. В итоге обратилась за помощью к специалисту, мы вместе сели и все посчитали.
Расходы
— У нас с супругом общий бюджет, поэтому четко разделить, где мои расходы, а где его, не получится. В среднем в месяц на еду у нас уходит 15 тысяч рублей. Мы большие кофеманы, поэтому несколько раз в месяц ходим в кафе. На это из семейного бюджета уходит еще 3-4 тысячи. Коммуналку оплачивает муж, я даже не знаю точно, сколько мы на это тратим.
Платья, кофты, юбки давно себе не покупаю — шью сама. Так как делаю большие закупки тканей, для меня дешевле сшить самой, чем купить в магазине. Верхнюю одежду или обувь покупаю раз в сезон или реже. Это обязательно должны быть качественные теплые вещи. Могу потратить на зимние сапоги 10-12 тысяч рублей. Из собственных ежемесячных трат могу выделить следующие: 2,5-3 тысячи рублей уходит на бензин, 3-4 тысячи в месяц я трачу на уходовые процедуры или косметику. Бывает, что нет времени съездить на обед домой, а в студии нет возможности разогреть еду, поэтому хожу в кафе на бизнес-ланчи. В среднем на это уходит 400 рублей за раз.
Какие знания нужны?
Когда Надежда училась в 6-м классе, ее семья переехала из Казахстана в Хакасию. У девочки не сложились отношения с одноклассницами, поэтому она решила занять себя рукоделием. Под руководством учительницы начала шить коллекции одежды, участвовала в показах и выставках декоративно-прикладного творчества. Потом была учеба в ТПУ по специальностям, далеким от шитья, но жажда творчества взяла свое.
— Шить я научилась в школе. Но, как оказалось, просто уметь шить недостаточно, нужно еще уметь управлять своим делом. Помню, выиграла конкурс «В шаге от бизнеса», его проводил полигон инженерного предпринимательства ТПУ. Всем понравилась моя идея пошива детского текстиля, и мне вручили 10 тысяч рублей. Деньги я пустила на первую закупку тканей. Тогда я еще ничего не понимала в этом деле, заказала ткани из Улан-Удэ, отдала кучу денег за пересылку, сами ткани стоили дорого. Часть из них до сих пор у меня лежит.
В рамках полигона инженерного предпринимательства Надя стала общаться с наставником.
— Мы встречались раз в две недели, он приглашал на встречу людей, которые могли бы чем-то помочь именно мне. Я понемногу училась, потом общение сошло на нет. Я уже могла сама искать для себя выгодные варианты сотрудничества, поверила в себя, не боялась принимать решения. Учиться продолжаю до сих пор, посещаю различные тренинги и форумы. Могу отдать до 15 тысяч рублей за обучающие курсы по продвижению и продажам. Читаю бизнес-литературу, на книги уходит около 500 рублей в месяц.
Цифра
90 тысяч рублей составляет в среднем месячный оборот швейной студии Надежды Дементьевой.
Сколько денег нужно для старта?
— На третьем курсе я привезла швейную машинку, повесила на дверь объявление «Шью, вышиваю, подшиваю», и ко мне пошли люди. Я подшивала вещи, шила костюмы ребятам на выступление. Вскоре комендант общежития сказала, что так делать нельзя и сорвала объявление. Но сарафанное радио сделало свою работу, и люди продолжили ходить. Получилось такое ателье на коленке.
Работать было сложно. На 12 «квадратах» жили два человека. Пока соседка учила уроки, Надя тут же на машинке шила заказы. Кровать была завалена тканями, которые на ночь перекочевывали на пол, а днем этот самый пол превращался в стол для раскройки. Позже все это добро переехало в однокомнатную квартиру супруга Нади. Девушка начала шить объемные буквы, декоративные подушки, бортики для детских кроваток, конверты на выписку, постельное белье для малышей. Количество заказов росло, дом заполнили нитки, ткани, лекала, инструменты. В один прекрасный момент муж сказал Наде: «Стоп!» И дал месяц на то, чтобы она нашла помещение для своей студии.
— Тогда мне уже удалось накопить с заказов небольшую сумму. Всего на первых порах я потратила 40 тысяч рублей. Часть из них ушла на оплату двух месяцев аренды, муж помог оборудовать фотозону с кроваткой, чтобы можно было фотографировать работы. Купили стеллаж, полки, кое-какие инструменты. Часть мебели предоставил арендодатель. Было страшно, боялась, что не справлюсь, но все получилось.
— Государство — ограничивает или помогает?
— Есть много программ, которые поддерживают малый бизнес. При регистрации ИП я выбрала упрощенную систему налогообложения и сейчас для меня работают «налоговые каникулы», которые длятся два года. На это время у меня есть возможность направить прибыль на наращивание оборотов. Кроме того, я получила субсидию в 100 тысяч рублей для развития своего дела. Для этого еще весной разработала бизнес-план и защитила его в Центре занятости населения. Бизнес-план составить было сложно, пришлось даже обратиться за консультацией к эксперту, но оно того стоило. На полученные 100 тысяч рублей я купила производственную швейную машинку, парогенератор, гладильную доску и другие мелочи. Если государство дает такую возможность, глупо ею не воспользоваться.
Реально ли в Томске заработать больше?
— Опыт показал, что мое дело не ограничивается рамками одного только Томска. Мои изделия заказывают с доставкой в Кемерово, Новосибирск, Москву. Мои комплекты детского текстиля уже отправились в Казахстан, Украину и даже во Францию. Но, как бы странно ни звучало, даже в пошиве текстиля для малышей есть сезонность. Казалось бы, дети рождаются ежедневно, но каждое лето я ощущаю спад продаж. Затем они набирают обороты с ноября и до конца весны, потом снова спад. Может быть, летом люди уезжают в отпуск, может, что-то еще.
Чтобы не было простоев, я стала сотрудничать с ресторанами и кафе Томска. Шью футболки с фирменной вышивкой, скатерти, салфетки для приборов, фартуки. Таких заказов немного, но рестораны готовы платить больше, чем мамочки в декрете. Конечно, существует определенный потолок, потому что я одна физически не могу шить в режиме 24/7. Нужно расширяться, нанимать людей. Теперь, когда у меня есть своя студия, мечтаю открыть собственный цех. Но именно сейчас я, наверное, морально не готова. Мне нужно быть уверенной, что смогу обеспечить поток заказов, чтобы люди получали зарплату и я могла платить аренду.
Совет
Как сохранить и приумножить свои финансы
Надежда советует всегда пользоваться скидочными и бонусными картами, если есть такая возможность. В пересчете на год получается приличная экономия. А еще — помогать другим.
— В жизни должно быть место для благотворительности, об этом часто говорят и специалисты по личным финансам. Если ты не можешь помочь деньгами, ты можешь потратить на какое-то доброе дело свое время и силы. Поверьте, обратно вернется гораздо больше — в деньгах, в возможностях, в помощи от других людей.