Около 15 % россиян крайне недовольны тем, какое образование получают их дети в школе. И с каждым годом все больше становится тех, кто вообще отказался от школьного образования и перевел ребенка на семейное обучение. Как это возможно и сколько стоит, узнавал корреспондент VLFin.ru.
Анна Ермакова — мать четверых детей. Старшие Мария и Георгий на семейном обучении вот уже три года. Первопроходцем стала дочка. Первые два класса она училась в томской гимназии № 4. Девочка занималась художественной гимнастикой и подавала большие надежды в этом спорте, и поскольку ей стало катастрофически не хватать времени на посещение школьных занятий, мама решила попробовать перевести ее на домашнее обучение.
Статистика
- По данным Минобразования, ежегодно около 100 тысяч семей в России обучают своих детей самостоятельно.
- Почти половина опрошенных в 2019 году россиян заявили, что ситуация в сфере школьного образования за последние 5-10 лет ухудшилась.
- Согласно данным ВЦИОМ, каждый третий (30 %) считает, что в школе уделяется недостаточно внимания развитию индивидуальных способностей детей. Столько же респондентов считают недостаточным внимание школы к развитию аналитического мышления и к общему воспитанию детей.
Что такое семейное обучение
— В законе «Об образовании» прописаны все возможности для получения знаний по школьной программе в России. Семейное обучение — одна из них. Это заочная форма, при которой родители несут полную ответственность за образование ребенка. Подходя к этому решению, я понимала степень ответственности, но вариантов у нас не было, — рассказывает Анна.
— В итоге организовать процесс оказалось не так сложно. Сначала самой приходится погружаться в материал, но мне это даже понравилось, много интересного всплыло в памяти. Первый год дочка проходила аттестацию в своей же школе, сейчас перешли на дистанционную аттестацию. По основным предметам у нее пятерки, по остальным проскакивают иногда четверки. Я результатами довольна. Важно, что дочь стала больше успевать в спорте, а это тоже приносит свои плоды.
— Как чисто технически организован процесс у вас дома?
— Мы занимаемся по учебникам. Второй год покупаем дидактические материалы у одной питерской школы, в ней же будем проходить аттестацию. Мне сам процесс очень нравится. Мои дети получили возможность не прыгать с предмета на предмет в течение дня. За один присест мы можем пройти, например, большую тему или раздел по какому-то одному предмету с глубоким погружением. В школе на это тратят несколько уроков, причем часто они стоят не подряд, а с перерывом в день-два, за это время у ребенка часть информации уже теряется.
Мы осваиваем программу в своем темпе, более глубоко и вдумчиво. По факту в день на обучение у нас уходит максимум 3-4 часа. И этого достаточно, чтобы ребенок усвоил все необходимые компетенции. Я очень четко слежу за этим. По закону можно, кстати, вообще не аттестоваться в школе, такие семьи тоже есть, но это не очень правильно, с моей точки зрения. Моя задача — сделать все, чтобы по окончании «школы» у деток был выбор, возможность получить высшее образование, если они захотят.
Обучение вне школы
Российское законодательство предусматривает две формы обучения детей вне школы: семейное и самообразование.
В семейном образовании всю ответственность за обучение ребенка берут на себя родители. Когда, как и по каким программам занимается ребенок — все эти вопросы лежат на их совести. Школа только принимает итоговые аттестации — для этого заключается специальный договор, в котором прописан график аттестаций и прочие пункты.
Домашнее обучение по закону относится к внутришкольному образованию. Это некое исключение из правил для детей с ограниченными возможностями. Такие дети официально числятся в составе школьников и получают знания благодаря занятиям со школьными педагогами, которые приходят к ним домой. В прошлом учебном году в Томской области на домашнем обучении находились 1 080 детей с ОВЗ и инвалидностью.
Существует еще очно-заочная форма обучения: ребенок числится в рядах школьников, но по согласованию с администрацией школы и родителями посещает не все предметы, а только самые необходимые, например только практические занятия. При этом ученик занимается по школьным учебникам, на аттестационные и контрольные работы приходит в школу.
Как на это смотрит школа?
Анна признается, что понимания со стороны школы не видит.
— Нам было не совсем просто в первый год. Но главное — знать, ради чего ты все это делаешь. Я честно скажу: с каждым годом таких родителей, как мы, все больше. В Томске созданы целые сообщества, где родители объединяются и помогают друг другу. Здорово, что у нас есть выбор.
— А социальная сторона? Умение дружить, общаться?
— У дочери общения хватает на секции. Есть группа девочек, с которыми она дружит уже много лет. Сын ходит на занятия, где тоже с лихвой успевает наобщаться. Я считаю, что это общение более качественное. Вспомните школу: хорошего и плохого было поровну. Кого-то в классе обязательно гнобили, кого-то за школой били, кто-то не нравился учителю и так далее. В школе не выбирают окружение, ты просто приходишь в класс и точка, выживаешь как можешь.
— А как с точки зрения финансов? Есть ли у детей репетиторы по каким-то предметам? Сколько вообще стоит не водить ребенка в школу?
— В целом, наверное, не водить в школу сейчас дешевле. Не нужна форма, на проезд не тратишь, нет сборов денег на школу, еда домашняя. У нас основные расходы — это канцелярия. Уходит ее очень много. Дети много рисуют, пишут. Из крупных расходов: в этом году я купила для дочки бумажные учебники. По ним заниматься удобнее, чем по электронным. Репетитор у нас только по английском языку. Дочка ходит вместе с подругой. Цена — 350 рублей с человека за одно занятие, нас вполне устраивает. Ну и самое дорогое — это оплата дистанционной аттестации и дидактические материалы. В год это удовольствие нам обходится примерно в 10 тысяч рублей.
Во сколько обходится учебный год дома и в школе