Личный автомобиль — это комфорт и свобода передвижения. Наш корреспондент решил не отказывать себе в этих удовольствиях во время отпуска за границей и взял машину на прокат. Но радость была неполной и длилась недолго…Какими проблемами обернулась езда по заграничным дорогам и можно ли было их избежать?
Часто ли вы вспоминаете своего инструктора по вождению? Я моего лишь один раз, когда купил автомобиль и впервые поехал самостоятельно. Было ощущение какой-то немыслимой свободы, независимости от РЖД, «Аэрофлота», пассажирских автобусов… Адреналин впрыскивался в кровь с немыслимой силой — счастье полное. Вот гад, думал я про инструктора. Про ДТП, ремонты, поездки за хлебом в булочную объяснил, а вот про самое главное, про личную свободу, забыл.
Практически сразу я стал осваивать дороги России: от Байкала до Санкт-Петербурга, от Москвы до Воронежа. Пришлось поездить на арендованной машине даже в Калининграде. Прошлым летом, узнав расценки такси на проезд из черногорского аэропорта Тивата до города Бара (60 км), где предстояло жить, решил арендовать в Черногории автомобиль. Трансфер из аэропорта стоил 50 евро, а прокат автомобиля — 25 евро в сутки. Тогда и возникло первое, ошибочное решение: арендовать автомобиль на весь срок пребывания в солнечной стране.
Друзья, обосновавшиеся в Черногории, предложили своего агента по прокату автомобилей. Диалог о ценах с ним в WhatsApp завершился отметкой «33 евро в сутки». Специализированный сайт-агрегатор предложил десятки вариантов автомобилей такого же класса по цене 22-25 евро. Остановились на интуитивно знакомой бензиновой Toyota Yaris. Сайт потребовал перечислить аванс в рублях, эквивалентный 50 евро. Деньги были перечислены, в ответ пришел ваучер с номером брони и письмо с контактами человека, который будет встречать меня в аэропорту Тивата. Казалось, все проблемы исчерпаны.
Приключения начинаются!
Конечно, никто арендаторов автомобилей в аэропорту с табличками не встречает. Просто на большой стоянке рядом с аэропортом стоят десятки автомобилей, которые ждут своих временных хозяев. Тащимся на стоянку. Позади ранний подъем, 7 часов полета, 4 часа пересадки в Домодедово, сломавшийся кондиционер в детской игровой комнате, где собрались самые сопливые и простуженные дети с востока страны, летящие к морям прополоскать ухо-горло-нос. Чувствуем, что устали и заболеваем. Агент Александр, сидящий в кафе на стоянке для арендуемых автомобилей, рассказывает и даже показывает первую нехорошую новость:
— Ваш автомобиль. Лежит в горах. Водитель пьяный ехал, — на снимке в телефоне вверх колесами в кювете горной дороги (а других в Черногории нет) лежит автомобиль, отдаленно напоминающий нашу Toyota Yaris.
— Ничего страшного, — успокаивает Александр. — Ваш автомобиль едет. 20 минут ждать. Volkswagen Polo — очень хороший…
20 минут растягиваются на час. Авария с Toyota, по словам агента, произошла не только что. Почему нельзя было сразу подыскать автомобиль на замену к оговоренному сроку, непонятно. Мой английский и русский Александра одинаково хороши, а в черногорском я ему явно проигрываю.
— Сколько заплатит водитель за аварию? — спрашиваю Александра.
— Водитель ничего не платит! — уверенно отвечает агент. Это означает, что все сдаваемые в аренду авто, как и положено по законам европейской страны, застрахованы по КАСКО.
Когда подъезжает старенький, пошарпанный со всех сторон дизельный Volkswagen, моя семья рада уже любому средству передвижения. Быстро снимаем на телефон видимые потертости кузова, подписываем договор, отдаем 200 евро и 100 евро залога.
— Автомобиль возвращаете — получаете залог назад, — успокаивает Александр… Впоследствии все оказалось немного не так. Вернее, совсем не так.
Перекресток
60 километров по Черногории — это как 200 по Западно-Сибирской равнине. Ограничения скорости (максимум — 80 км/ч), плотно сбитые на побережье населенные пункты, где скорость приходится сбрасывать до 40-60 км/ч, большое количество расслабленных пешеходов, переходящих дорогу по нерегулируемым зебрам, — ко всему можно приспособиться, в том числе и к забавному дизельному Volkswagen Polo.
Из плюсов — дизель стоит чуть дешевле бензина и экономичный движок еще и глохнет при остановках на светофоре, чтобы снова заработать при нажатии на газ. Наш 95-й стоит на всех заправках 1,38 евро — то есть немного больше 100 рублей за литр. Бензин в горной местности расходуется чуть быстрее, так что и ваши расходы на топливо будут возрастать.
Живем в горном пригороде Бара. К нашему дому ведет узкая горная извилистая дорожка, где с трудом разъезжаются два автомобиля, но неприятность меня ждет совсем не здесь. В частном пригороде есть перекрестки, которые никак не обозначены. В Черногории в отличие от России на дорожных знаках немножко экономят. У нас перед каждым съездом в поле висит знак о пересечении со второстепенной дорогой, любой перекресток в населенном пункте снабжен указанием, какая дорога главная, а какая — не очень.
В братской стране полагаются на правило «помеха справа». Этот перекресток, подъезды к которому со всех сторон закрыты домами, заборами и овощной лавкой, не понравился мне сразу. Потом уже я узнал, что он пользуется дурной славой и местные водители, подъезжая к нему, не только останавливаются, но и заранее сигналят, предупреждая горячих черногорских джигитов о своем желании преодолеть перекресток.
Так или иначе, на 3-й день отдыха, уже практически проехав этот злополучный перекресток, я получаю ощутимый удар в заднее правое колесо. Меня немножко заносит, но все, слава богу, живы и здоровы, нашлись люди, вызвавшие полицию. Молодой черногорский парень, въехавший в меня, тут же вызывает группу поддержки: приезжает сестра, которая что-то выговаривает ему про сюрприз маме, приезжает друг, который отводит меня в сторонку и говорит: «Полиция нет давай?
Цифра
210 евро составил ущерб Антона:
190 — аренда машины и ДТП, 20 — бензин, оставшийся в бензобаке эвакуированного Volkswagen.
Твой грешко…»
Как без полиции? Машина не моя. Я обхожу все дороги, сходящиеся к перекрестку. Ни одного знака. Похоже, дороги равнозначные и грешко действительно мой. Вдруг слышу еще один глухой удар на перекрестке. Точно так же, только носами автомобилей, «поцеловались» две местные дамы. Довольно быстро приезжает полиция. Девушка-полицейский, глядя на тут же образовавшийся на перекрестке хаос, начинает быстро составлять протоколы. Дую в трубочку, естественно: алкоголя в крови нет. Завтра в 9 утра я должен прибыть в суд, поскольку в Черногории наказание водителю выносит не полиция или ГИБДД, как у нас.
Сажусь в Polo и понимаю, что никуда я на нем больше не уеду. Заднее правое колесо смещено по оси, скорее всего поврежден задний мост. Вызываю Александра с эвакуатором. Даже не понадобилось долго объяснять, куда. Где этот перекресток, он прекрасно знал. Он смотрит протокол с места ДТП, говорит: «Это за вас, это все за вас…», — я обнадеживаюсь.
Вместе с машиной он забирает и мой пакет документов: договор, страховку. Я это понял только потом: у меня теперь нет почти никаких документов о том, что я имел дело с его фирмой. Только ваучер брони.
Суд
Черногория — это страна-семья. В ней живут всего 600 тысяч человек. Как в Томске. Все друг друга знают. В суде мой визави в ДТП, кажется, тоже знает многих: секретарей канцелярии, помощника судьи и, как оказалось потом, судью тоже. Туристам рассчитывать на снисхождение смешно: мы уедем, а им здесь жить. Так что ради экономии времени и, как выяснилось позже, денег надо вести себя смиренно. Появляется переводчица Елена, выпускница кафедры славянских языков Белорусского университета. Она в суде для русскоговорящих граждан уже не только переводчик, но и немножко адвокат: может дать дельный совет.
Из странностей черногорского судопроизводства: судья спрашивает, как звали моего отца и как мать, а также, как я оцениваю свой уровень материального благосостояния. Отвечаю, что «средненько», и заслуживаю одобрительную улыбку-кивок Елены. Видимо, от уровня благосостояния зависит размер штрафа.
Действительно: судья, выслушав меня, назначает минимальный штраф в 90 евро, а при условии немедленной оплаты на почте — 60
Кроме того, я оплачиваю судебные расходы в размере 30 евро. Суд предлагает вызвать эксперта, подать ходатайство, если я не согласен с решением, но заниматься на отдыхе судебными разбирательствами в мои планы не входит. Я отказываюсь, и Елена опять одобрительно кивает. Она лучше черногорских судей разобралась в моем ДТП, поэтому, когда выходит вместе со мной из кабинета судьи, громко по-русски говорит второму участнику аварии: «Козел!» Мы идем вместе по обшарпанному коридору суда.
— А почему вы его так назвали?
— Потому что он такой и есть, — говорит Елена. — И фамилия у него подходящая.
— Какая?
— Дуракович!
Разборки
Агент Александр несколько дней обещает «решить вопрос»: предоставить машину на замену или отремонтировать Volkswagen. Разговоры по телефону, международный роуминг — в общем тоже маленький, но убыток. Тратить время и нервы на это не хочется. Арендуем автомобиль по мере надобности в другой фирме, которую изначально рекомендовали друзья. Ребята приезжают быстро к назначенному времени и месту, оформляют стандартный договор. Цена, правда, повыше — 33 евро, зато никаких залогов и машина, какую обещают, — бензиновый Hyundai i10, хорошо знакомый и предсказуемый.
Когда понимаю, что Александр, если ему не звонить, вообще обо мне забывает, пишу письмо его начальству, Ивану. Начальство реагирует быстро: «Антон, я еще раз извинюсь за всю ситуацию, и единственная причина, по которой автомобиль не был доставлен, — мастер обещал 2 дня, а это продлилось до 12… И замена авто, которого у нас не было, машина начала выпускаться до дня или двух. Запишите, если вам нужно спросить что-нибудь еще. Спасибо».
Пишу, что хотел бы вернуть назад 300 евро. Иван с сожалением отвечает, что залог вернуть не может. Все-таки машина побывала в ДТП. Зато сайт-агрегатор, на котором заказывал автомобиль, в течение 7 банковских дней возвращает аванс без разговоров. Иван в очередном письме спрашивает номер банковской карты или счета. Сообщаю. Между тем отпуск подходит к концу. Общаемся с Иваном уже по электронной почте. Через несколько дней Иван просит назвать контактное лицо, которому можно передать деньги в Черногории. Возможно, он понял, что международные переводы — это слишком хлопотно. Но я начинаю думать, что это обычная отговорка.
В конце концов, на руках у меня нет ничего, что подтверждало бы использование их автомобиля, никаких платежных документов: расчеты велись только наличкой без всяких приходников-расходников и кассовых чеков. Аванс мне вернули. Бронь ничего не значит — непонятно же, воспользовался ли я ваучером или нет. Так что, сообщая начальству контакты своих друзей в Черногории, я уже ни на что не рассчитываю. Тем более что друзья пишут о постоянных нестыковках: «Привет! Иван позвонил в тот же день. Договорились, что когда буду в Тивате, то заберу сама. В пятницу была в Тивате, но на звонки никто не ответил. Сегодня еду опять в аэропорт. Буду звонить им».
Через пару дней: «Позвонила, ответил, сказал, что встретимся». Я уже думаю, что зря напрягаю друзей. И вдруг: «200 евро получила. Через (имярек) отдать? Она тут на 2 недели». Неожиданно, но приятно. Хорошее послевкусие к отдыху. Теперь жду имярек. Уж тут-то, надеюсь, деньги вернут без проволочек.
Написал Ивану добрые слова и благодарность за возвращенные деньги, которые, по идее, он мог и не возвращать. Иван растроган:
— Vam spasiba za vsjo sto skazali…
Spasiba i izvinjite katornja praizasla tak!
Vsjo dobra vam…
Советы
Не стоит брать автомобиль
- если вы сторонник пляжного отдыха
- если страна пребывания невелика
- если цена 1,38 евро за литр бензина кажется вам чрезмерной
- если вы активно употребляете алкоголь на отдыхе
- если вам не хочется думать о сохранности чужого имущества в чужой стране
- если расценки такси на ежедневные поездки не превышают 20-30 евро в день. В нашем случае 7 километров до пляжа стоили 3 евро.
Стоит брать автомобиль
- если страна большая или есть возможность выехать из нее и совершить путешествия в соседние страны
- если вы хотите посмотреть страну, в том числе нетуристическую ее часть
- если с вами двое или больше детей
- если вас не страшат проблемы с парковками, где система оплаты чаще всего безналичная: СМС, банковская карта и пр.